Статьи

Эволюция высокотехнологичных швейных производств в России

Сегодня одежда и снаряжение для туристов — это огромный рынок с сотнями больших и маленьких технологичных брендов, но так было не всегда. История пошива спецодежды вообще начиналась с банальной робы и кустарных мастерских. Сейчас же на рынке существуют производства спецодежды с технологиями, не уступающими мировому уровню.
В 1958 году не было ни современного термобелья, ни софтшеллов, ни виндшеллов, ни трекинговых ботинок с мембраной. При этом одежда и обувь были подобраны оптимально с точки зрения сохранения тепла и защиты от ветра из того, что можно было достать и сделать в СССР в это время, чаще своими руками…
Действительно, опытные туристы создавали свое снаряжение самостоятельно. Вероятнее всего, в начале 1990-х необходимость в качественной специальной одежде и СИЗ, а также накопленный опыт в изготовлении hand made экипировки и дали толчок первым российским outdoor-маркам.
В современной России, да и в СССР всегда были очень сильные школы альпинизма и полярников, потому что страна отличается суровым климатом, и в этом отношении нам нет равных, считают эксперты «Текстайма».
Потребность в качественном обмундировании привела к тому, что первые образцы «современной» экипировки, в которой ходили в горы в 1980-х – начале 1990-х, были либо зарубежными, либо сшитыми самостоятельно.
Все производители, присутствующие на рынке на данный момент — РедФокс, Сивера, Баск, Озон — это бывшие альпинисты, любители экстрима, которые в свое время смогли наладить производство для себя. Лучшими из них стали, те, кто создавал наиболее интересные модели, превратив это занятие в собственный бизнес. Так происходили рост и становление российского outdoor-сегмента.
В компании «Текстайм» отмечают, что пошив высокотехнологичной спецодежды для людей, работающих под открытым небом, «застрял» на уровне СССР на значительно более долгое время. И пока outdoor-щики осваивали западные современные технологии защиты человека от холода-дождя-ветра, сотрудников производственных предприятий по-прежнему одевали в банальные смесовки и хлопок. Но прогресс пришел и в эту важнейшую область! Стоит только упомянуть «Техноавиа», «Хекля», «Восток Сервис», «Авангард».
Нужно было не только придумать вещь, а еще и найти где-то исходный материал. Все, что производители знают о современных материалах и синтетических утеплителях и большая часть технологий, пришли с Запада.
Постепенно швейные компании стали осваивать новые технологии. В пионерах оказался сегмент outdoor, спецодежда подключилась значительно позже, благо, на отечественный рынок стали поступать качественные импортные ткани и материалы для пошива технологичных верхних изделий.
Пошив при этом производился исключительно из импортных составляющих. Было маловероятно, что ситуация с этим на российском рынке изменится к лучшему в скором времени. И дело не только в том, что проблематично вновь запустить когда-то закрытые текстильные фабрики. За прошедшие десятилетия за рубежом произошел качественный технологический скачок и появилась целая категория материалов, не имевших аналогов в прошлом. Самый яркий пример — материалы на основе климатических мембран, для создания которых нужны принципиально новые технологии, оборудование и специальным образом подготовленный персонал. Задача собрать все это воедино, да еще и в непростых Российских экономических условиях, казалась почти неосуществимой.
Однако в России начало работу современное текстильное производство, способное придать новый импульс рынку отечественных производителей одежды и снаряжения, как для туризма, так и для спецодежды «Адвентум Технолоджис». На предприятии озадачились — что нужно для производства современной высокотехнологичной верхней одежды? Ответ был прост — качественные материалы, высокие технологии и умные головы. Умных голов в России всегда было немало, но что касается технологий.
В «Адвентум Технолоджис» пошли по пути переноса западных технологий в Россию, а способ, который был избран: организация совместного предприятия с европейскими партнерами Concordia Textiles и Carrington Career & Workwear Ltd.
Сегодня «Адвентум Технолоджис» развивает и собственное ткачество, но основная специализация компании — «умные» производственные процессы, превращающие обычные ткани и трикотаж в высокотехнологичные материалы.

Увидеть, как рождаются высокотехнологичные ткани, можно в уникальном видеоролике, снятом на производстве:

Возможности «Адвентум Технолоджис» позволяют создавать любые многослойные мультифункциональные материалы по Вашему усмотрению, используя принцип «конструктора», который дает возможность выбрать необходимое сочетание внешнего вида, переплетения и волокнистого состава ткани и придать ей любые показатели водоупорности и «дышимости» с помощью мембранных материалов, а также придать дополнительные свойства за счет нанесения различных отделок: DWR, Splashgard (масло-водоотталкивающая), «легкий уход», антимоскитной и др.
Современные высокотехнологичные материалы часто сконструированы по принципу многослойной конструкции, роль первого слоя в которой выполняет тканое или трикотажное полотно. От базовых свойств ткани, типов и особенностей нити или волокна во многом зависят такие характеристики будущего материала, как прочность, износостойкость, эластичность и вес.

Отработана технология покрытия и ламинирования широкой линейки поверхностной плотности тканей: от 35 г/м² до 250 г/м². Двухслойная мембрана — это конструкция, в которой слой мембранного материала соединен со слоем ткани. Обычно этот слой ткани в одежде является наружным, а мембранная пленка приклеена к нему изнутри. Так выглядят большинство простых двухслойных мембран.
Мембранный слой в них может быть как поровым или беспоровым, так и комбинированным. В ассортименте АТ присутствуют все виды мембран, применяемых в современных курточных материалах:
  • Гидрофильные (химические) – AT MAX (Водоупорность: 10 000 мм вод ст / Паропроницаемость: 8 000 г/м²/24 часа), AT AQUA (5 000 мм вод ст / 3 000 г/м²/24 часа);
  • Гидрофобные (микропоровые) – AT STORM (15 000 мм вод ст / 25 000 г/м²/24 часа);
  • Би-компонентные ( biPTFE) – AT SMART (20 000 мм вод ст / 30 000 г/м²/24 часа).
В двухслойной конструкции мембранный слой механически защищен тканью только с внешней стороны, поэтому с внутренней стороны часто используется защитная подкладка, сетка или специальное покрытие, которые предохраняют мембрану от повреждений изнутри.
Трехслойная мембрана отличается от двухслойной тем, что мембранный слой прикреплен не к одному слою, а вклеен между двумя слоями ткани — наружным и подкладочным, образуя с ними одно целое. Такая конструкция прочнее и надежнее, так как в ней мембрана защищена с обеих сторон. Наличие внутреннего защитного слоя в трехслойных хардшелах позволяет дизайнерам одежды проектировать облегченные изделия без подкладки, что не только значительно облегчает их вес и объем, но и ускоряет высыхание в походных условиях. Сетка (M) состоит из тончайших 20D высокофиламентных нитей, обладающих высочайшей прочностью и пластичностью. Такой легкий вес сетки, как всего 30 г/м², очень важен.


Поскольку все виды мембран имеют свои достоинства и недостатки, нужно очень хорошо знать, какую мембрану лучше использовать для конкретных продуктов. Характеристики любой мембраны, применяемой в одежде, зависят не только от ее конструкции, но и от множества других факторов, среди которых толщина мембранного слоя и его однородность, тип материала и структура тканевой основы мембраны, качество ламинации и многие другие. Подбирая материал для мембранной одежды, швейному предприятию следует помнить, что ее эффективность будет в первую очередь зависеть от конкретных условий эксплуатации. Экстремальная штормовка hardshell вряд ли подойдет для оздоровительной прогулки, а легкая мембранная курточка не поможет вам во время восхождения. Тонкие изящные материалы не подойдут для рабочей одежды, а трехслойные варианты не нужны в утепленных куртках. Однако самое сложное, скорее, это показатели водоупорности, паропроницаемости и водоотталкивания: избыточность в них неразумна, а недостаточность – порой может привести к потере здоровья. Именно поэтому так важно учитывать назначение мембранной одежды, чтобы ее достоинства не превратились в недостатки.
Любой пользователь мембранных курток знает, что при намокании внешнего слоя, ни одна мембрана не работает на пароотведение, так как вода образует сплошную пленку, препятствующую пароотведению. Таким образом, только качественное и технологически безупречное нанесение отделки DWR может гарантировать мембранному материалу комфортность при носке с точки зрения пароотводящих свойств в реальных условиях. Ни один дешевый азиатский аналог не может гарантировать качественное основное — тип тканей, нанесений DWR.
Совместная работа с профессиональными компаниями рынка outdoor, такими как БАСК, РедФокс, RAY, Dragonfly, Stayer, Karo, Ozon поспособствовала созданию уникальных коллекций высокотехнологичных материалов для спорта, экипировки и отдыха. А сотрудничество с требовательными «Техноавиа» и «Восток Сервис» постоянно добавляло понимания растущих потребностей рынка спецодежды.
На сегодняшний день в распоряжении компании «Адвентум Технолоджис» находятся оборудование и технологии для ткачества, крашения, ламинации и нанесения разнообразных покрытий на ткань. В сумме это дает возможность закрыть все потребности российских производителей экипировки, снаряжения, спецодежды.
Швейные компании ищут возможности для организации мелкосерийных производств, но сталкиваются с трудностями в поиске материалов. Современные и доступные материалы помогут многим начинающим производствам со временем добиться успеха, а уже состоявшимся лидерам — вступить в полноценную конкуренцию с именитыми западными брендами на поприще высокотехнологичных изделий с функцией защиты от осадков и ветра.
Многие бренды только сейчас начинают осваивать курточные коллекции, и у них возникает много вопросов. Например, по герметизации швов или подбору правильного материала для задумки дизайнера. Также многим совсем не понятно какими свойствами будет обладать конкретная куртка. Не все знают, что именно свойства помогут конкурировать на рынке курток и именно цифры, которые эти свойства описывают, станут преимуществом. Вопросов много, но глубокие экспертные знания есть только у тех, кто начинал давно, учился на своих ошибках, самостоятельно испытывал вещи в «боевых» условиях. Навряд ли они буду делиться своими секретами.
Но всегда можно обратиться к производителю подобных технологичных тканей и материалов, сотрудники «Текстайм» всегда помогут грамотной консультацией.

Made on
Tilda